Центр Юридических услуг
Главная
Адвокат по гражданским делам
Адвокат по жилищным вопросам
Адвокат по недвижимости
Адвокат по наследственным делам
Адвокат по ДТП
Адвокат по трудовым спорам
Адвокат по корпоративным спорам
Адвокат по защите бизнеса
Адвокат по взысканию долгов
Адвокат по авторским правам
Адвокат по арбитражным делам
Адвокат по налогам
Адвокат по уголовным делам
Миграционный адвокат
Стоимость услуг
Фотосъемка материалов дела
Судебная экспертиза
Наши документы
Наши партнеры
Вакансии

 




Посетителей на сайте: 21

Приемная семья

Глава 21. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

 Статья 151. Утратила силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.
 Статья 152. Приемная семья
 Статья 153. Приемные родители
 Статья 153.1. Содержание договора о приемной семье
 Статья 153.2. Прекращение договора о приемной семье

Статья 151. Образование приемной семьи

1. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны (см.: Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных//РГ. 1995. 11 янв.).

Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться в России первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. N 800//Бюллетень Государственного комитета по образованию СССР. 1990. N 2; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. N 786//СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1302; и др.). В конце 80-х - начале 90-х гг. около четырехсот российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства образования РФ и Российского детского фонда от 16 ноября 1994 г. N 127-М/01-14/631 "Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образованием"//Вестник образования. 1995. N 1). Окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием СК, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 123 СК). Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение. Например, в 1999-2003 гг. на воспитание в приемную семью передано свыше 5,6 тыс. детей (см.: Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник образования. 2001. N 16. С. 4; Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г.//Вестник образования. 2002. N 16. С. 11; Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2003 году//Вестник образования. 2004. N 16. С. 4).

2. С учетом положений п. 2 комментируемой статьи постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 было утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 3721).

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей), которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7, 14 Положения о приемной семье).

3. Приемными родителями в установленном законом порядке могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка (детей). Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (см. комментарий к ст. 153 СК). Приемные родители в отличие от опекунов (попечителей) состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: "приемные родители" и "приемный ребенок".

На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, должен указываться в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье).

4. Порядок образования приемной семьи должен соответствовать требованиям СК и Положения о приемной семье. В случае их нарушения виновные должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Так, незаконные действия по передаче несовершеннолетних в приемную семью влекут привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.37 КоАП). Согласно ст. 154 УК незаконные действия по передаче детей на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Статья 152. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью

1. В комментируемой статье определено содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Данный договор должен предусматривать: а) условия содержания, воспитания и образования ребенка; б) права и обязанности приемных родителей; в) обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; г) срок, на который ребенок помещается в приемную семью; д) основания и последствия прекращения договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту жительства (нахождения) ребенка. Если приемные родители и ребенок проживают на территориях разных органов местного самоуправления, то возможно заключение трехстороннего договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и ребенка (см. письмо Министерства образования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-6 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"//Вестник образования. 2001. N 22). Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются в договоре приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей. В договоре указывается срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью дается в приложении N 1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст примерного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью могут быть внесены по соглашению сторон с учетом конкретной жизненной ситуации.

2. В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей: а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; б) создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка; г) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка; д) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах); е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (приложение N 1 к Положению о приемной семье).

3. В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется: а) ежемесячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе; б) ежеквартально пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка, с учетом изменения цен на товары и услуги; в) ежемесячно производить в установленном размере оплату труда приемных родителей и дополнительную оплату их труда (на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и др.); г) выделить приемным родителям в согласованный срок квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка (детей), если они взяли на воспитание не менее трех детей и не имеют необходимого жилого помещения (приложение N 1 к Положению о приемной семье).

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью может быть предусмотрено прикрепление приемной семьи для приобретения продуктов питания к конкретной торговой базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др.

4. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; в) принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые два года после образования от уплаты местных налогов; г) выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этого хозяйства, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей; д) оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередачи, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.

Эти рекомендации реализованы в законодательстве некоторых субъектов РФ (см., например: п. 1 постановления главы Администрации Ивановской области от 30 января 1997 г. N 40 "О приемной семье"//Собрание законодательства Ивановской области. 1997. N 2; п. 5 ст. 3 Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 026-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Вестник образования. 1999. N 8). В целом же законодательство субъектов РФ содержит нормы о льготах приемным семьям безотносительно того, создали они крестьянское (фермерское) хозяйство или нет, и значительно более широкого объема, чем рекомендовано Правительством РФ. В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Тюменской, Ярославской областях, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чувашской Республике и других субъектах Российской Федерации. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям:

предоставление скидки в размере до тридцати-пятидесяти процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон (ст. 4 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" (в ред. Закона Белгородской области от 10 мая 2000 г. N 96)//Думские Ведомости. 1997. N 9; 2000. N 5; ст. 5 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. N 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области" (в ред. Закона Липецкой области от 31 октября 2000 г. N 114-ОЗ)//Липецкая газета. 1997. 15 июля; 2000. 16 нояб.; п. 1 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 27 сентября 2001 г. N 813-II "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Бурятия. 2001. 3 окт.);

выделение земельного участка (п. 42 Типового положения о приемной семье, утв. указом главы Республики Коми от 8 февраля 1996 г. N 34//Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 1996. N 6. Ст. 520; ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям"//Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1999. N 6. Ст. 543; 2000. N 11. Ст. 855; п. 4 ст. 4 Закона Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. N 56 "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей"//Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. N 11; 2000. N 5);

преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения (ст. 4 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"//Курская правда. 1997. 19 июня; ст. 5 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. N 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области" (в ред. Закона Липецкой области от 31 октября 2000 г. N 114-ОЗ)//Липецкая газета. 1997. 15 июля; 2000. 16 нояб.; п. 3 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 ноября 1999 г. N 173-З "О социальных гарантиях приемной семье"//Марийская правда. 1999. 16 нояб.; п. 7 ст. 4 Закона Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. N 56 "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей"//Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. N 11; 2000. N 5);

предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью - от сорока двух до пятидесяти шести дней (ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"//Курская правда. 1997. 19 июня; ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" (в ред. Закона Белгородской области от 10 мая 2000 г. N 96)//Думские Ведомости. 1997. N 9; 2000. N 5);

предоставление приемной семье жилого помещения по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (п. 2 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 9 июня 2001 г. N 33-РЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Известия Удмуртской Республики. 2001. 17 июля);

предоставление приемной семье беспроцентных ссуд и займов на приобретение или строительство жилья и приобретение строительных материалов (ст. 4 Закона Чувашской Республики от 15 июня 1999 г. N 10 "О социальных гарантиях приемной семье"//Республика. 1999. 2 июля; п. 3 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 9 июня 2001 г. N 33-РЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Известия Удмуртской Республики. 2001. 17 июля; ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям"//Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1999. N 6. Ст. 543; 2000. N 11. Ст. 855; п. 5 ст. 4 Закона Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. N 56 "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей"//Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. N 11; 2000. N 5; ст. 5 Закона Калужской области от 20 октября 1997 г. N 18-ОЗ "О социальных гарантиях приемной семье в Калужской области" (в ред. Закона Калужской области от 6 февраля 2001 г. N 13-ОЗ)//Весть. 1997. 22 окт.; 2001. 8 февр.);

выплата приемной семье пособий на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей для приемных детей (п. 4 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 9 июня 2001 г. N 33-РЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Известия Удмуртской Республики. 2001. 17 июля);

сохранение за приемными родителями непрерывного трудового стажа на весь период действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (ст. 3 Закона Калужской области от 20 октября 1997 г. N 18-ОЗ "О социальных гарантиях приемной семье в Калужской области" (в ред. Закона Калужской области от 8 февраля 2001 г. N 13-ОЗ)//Весть. 1997. 22 окт.; 2001. 8 февр.).

В некоторых субъектах РФ приемные семьи по льготам приравниваются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них льгот и преимуществ (см., например: ст. 4 Закона Ярославской области от 6 июня 1997 г. N 12-З "О размере оплаты труда и льготах, предоставляемых приемной семье"//Губернские ведомости. Спецвыпуск "Документ". N 19. 1997. 10 июня; ст. 2 Закона Республики Хакасия от 29 ноября 1999 г. N 68 "Об установлении размера оплаты труда приемным родителям"//Хакасия. 1999. 11 дек.; ст. 2 Закона Тюменской области от 3 июля 2000 г. N 194 "Об оплате труда приемных родителей"//Тюменские известия. 2000. 20 июля).

Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается в субъектах РФ по-разному. Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, в ст. 6 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" (в ред. Закона Новгородской области от 10 мая 2001 г. N 199-ФЗ) (Новгородские Ведомости. 1996. 9 авг.; 2001. 16 мая) установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере 0,5 тарифной ставки 11-го разряда по оплате труда работников организаций бюджетной сферы за одного ребенка независимо от стажа и образования. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее двадцати процентов минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предусмотрен в Белгородской, Курской, Тюменской областях и других субъектах РФ (ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" (в ред. Закона Белгородской области от 10 мая 2000 г. N 96)//Думские Ведомости. 1997. N 9; 2000. N 5; ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"//Курская правда. 1997. 19 июня; ст. 2 Закона Республики Коми от 27 февраля 1998 г. N 7-РЗ "Об оплате труда приемных родителей в Республике Коми"//Вестник образования. 1999. N 8; ст. 2, 3 Закона Республики Карелия от 20 апреля 2000 г. N 406-ЗРК "Об оплате труда приемных родителей в Республике Карелия" (в ред. Закона Республики Карелия от 3 января 2001 г. N 460-ЗРК)//Карелия. 2000. 20 апр.; 2001. 16 янв.; ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 9 июня 2001 г. N 33-РЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Известия Удмуртской Республики. 2001. 17 июля; ст. 1 Закона Республики Хакасия от 29 ноября 1999 г. N 68 "Об установлении размера оплаты труда приемным родителям"//Хакасия. 1999. 11 дек.; ст. 2 Закона Чувашской Республики от 15 июня 1999 г. N 10 "О социальных гарантиях приемной семье"//Республика. 1999. 2 июля; ст. 1 Закона Тюменской области от 3 июля 2000 г. N 194 "Об оплате труда приемных родителей"//Тюменские известия. 2000. 20 июля; ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям"//Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1999. N 6. Ст. 543; 2000. N 11. Ст. 855; п. 7 ст. 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1999 г. N 3 137-II "О приемной семье и семейном детском доме"//Якутские ведомости. 2000. 19 янв.; п. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 27 сентября 2001 г. N 813-II "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Бурятия. 2001. 3 окт.; п. 1 ст. 2 Закона Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. N 56 "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей"//Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. N 11; 2000. N 5).

В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. N 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области" (в ред. Закона Липецкой области от 31 октября 2000 г. N 114-ОЗ) (Липецкая газета. 1997. 15 июля; 2000. 16 нояб.) и ст. 3 Закона Калужской области от 20 октября 1997 г. N 18-ОЗ "О социальных гарантиях приемной семье в Калужской области" (в ред. Закона Калужской области от 8 февраля 2001 г. N 13-ОЗ) (Весть. 1997. 22 окт.; 2001. 8 февр.) определено, что оплата труда приемных родителей составляет от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда с повышением на 30% за каждого последующего за третьим приемного ребенка (ст. 1 Закона Ярославской области от 6 июня 1997 г. N 12-З "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Губернские вести. Спецвыпуск "Документ". N 19. 1997. 10 июня). Законодательством Мурманской области размер оплаты труда приемных родителей определен в два минимальных размера оплаты труда за воспитание каждого ребенка с увеличением на 50% за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением (ст. 3 Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 026-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье"//Вестник образования. 1999. N 8). В Москве заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью (ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" (в ред. Закона г. Москвы от 29 сентября 2004 г. N 59)//Ведомости Московской городской Думы. 1997. N 6; 2001. N 8; Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 59). Оплата труда приемных родителей, исходя из минимального размера оплаты труда, устанавливается и в других субъектах Российской Федерации (см., например: ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 ноября 1999 г. N 173-З "О социальных гарантиях приемной семье"//Марийская правда. 1999. 16 нояб.).

Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

5. Споры, возникающие между сторонами (т.е. между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд.

6. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Тем не менее СК допускается досрочное расторжение договора как по инициативе приемных родителей, так и по инициативе органа опеки и попечительства. Основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусмотрены п. 2 комментируемой статьи.

По просьбе приемных родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин (болезнь приемных родителей; отсутствие взаимопонимания с ребенком; изменение семейного или имущественного положения приемных родителей; конфликтные отношения между детьми и др.). Основаниями для досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечительства могут являться такие обстоятельства, как возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, а также возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка. Кроме того, стороны вправе расторгнуть договор при невыполнении его условий (соответственно, в договоре должны быть определены условия, невыполнение которых дает право сторонам на досрочное расторжение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью имущественные, финансовые и другие вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - в судебном порядке.

Статья 153. Приемные родители

1. Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. СК устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителями. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:

а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого они не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК) или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК);

б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (см. комментарий к ст. 69-71, 73 СК);

в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи (п. 3 ст. 39 ГК);

г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией - см. комментарий к ст. 141 СК);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304) и включает: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающей трудоспособность. Положение о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать приемными родителями, и форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего стать приемным родителем, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" (БНА РФ. 1996. N 8; см. п. 2 комментария к ст. 127 СК).

2. Подбор приемных родителей, согласно п. 2 комментируемой статьи, осуществляется органами опеки и попечительства. Порядок подбора приемных родителей регламентируется Положением о приемной семье (п. 7-11) и состоит в следующем. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Кроме того, лица, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемными родителями, должны предъявить паспорт или другой заменяющий его документ.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение двадцати дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные личные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка (п. 2 ст. 146 СК). Критерии, по которым органом опеки и попечительства должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей приемных родителей, СК и Положением о приемной семье не установлены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.

В случае, если лица (лицо) изъявляют желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности обратившихся лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью (п. 11 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) (см. комментарий к ст. 150 СК). Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 ГК; п. 17 Положения о приемной семье); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (ст. 26, п. 2 ст. 33 ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье); распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного ребенка (см. комментарий к ст. 150 СК).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений (п. 5 Положения о приемной семье).

Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка (см. комментарий к ст. 55, 150 СК).

Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п. 2 ст. 150 СК). При необходимости приемные родители как законные представители приемного ребенка вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании (ст. 10 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка (приложение N 2 к Положению о приемной семье).

Статья 154. Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью

1. На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:

дети-сироты;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;

дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;

дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; п. 20 Положения о приемной семье).

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, ограничении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ребенка (детей) орган опеки и попечительства: а) предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью; б) выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений (других аналогичных учреждений) администрация воспитательных учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке (п. 12 Положения о приемной семье).

3. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться интересами ребенка. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия. По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе - п. 23, 24 Положения о приемной семье).

Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

4. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного (другого аналогичного) учреждения передает приемным родителям следующие документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении. Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье).

5. Приказом Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью" (Российские вести. 1996. 24 апр.) утверждены Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ и Форма медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью. Порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, определяется руководителями органов управления здравоохранением и органов управления образованием субъектов РФ.

Приемным родителям представляется медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка. При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Независимое медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью, могут осуществлять государственные лечебно-профилактические учреждения республиканского, краевого и областного уровня, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Однако такое освидетельствование осуществляется при обязательном участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью. При расхождении диагнозов государственного и независимого медицинских освидетельствований в течение трех дней со дня поступления заключения медицинские документы ребенка направляются в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

6. В п. 4 комментируемой статьи установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации (ст. 9, 16) и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ст. 5, 11) предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или (при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке) социальная пенсия в связи со смертью кормильца. Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством случаях. В частности, такие пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы (см. комментарий к ст. 138 СК). Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей (см. комментарий к ст. 148 СК).

Причитающиеся приемному ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье). Вопрос о перечислении приемным родителям взыскиваемых по решению суда алиментов на ребенка может быть решен судом по заявлению приемных родителей в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10).

Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей (п. 2 ст. 60 СК; см. комментарий к ст. 150 СК).

7. При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение. В таких случаях осуществляется регистрация места пребывания ребенка в жилом помещении, занимаемом приемной семьей. Основанием для этого являются документы, удостоверяющие личность приемных родителей и ребенка и подтверждающие факт передачи ребенка в приемную семью. Последующее снятие ребенка с регистрационного учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства (п. 5.11, 6.9 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393 (в ред. приказа Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. N 600)//БНА РФ. 1996. N 4; БНА. 1997. N 24).

Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания в приемной семье (ст. 71 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении, предоставленном гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., остались проживать исключительно несовершеннолетние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 2, 4 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье они имеют право получить вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

8. Важной гарантией прав и законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является закрепление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (см. комментарий к ст. 55-57 СК), т.е. приемный ребенок имеет все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными родителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей (п. 28 Положения о приемной семье). При возникновении споров порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Статья 155. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью

1. Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется настоящей статьей и разд. IV Положения о приемной семье (п. 29-36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с учетом расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то дополнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами местного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия - до достижения возраста восемнадцати лет.

Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка определяется органами местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе и пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Денежные средства на содержание приемных детей должны перечисляться органом местного самоуправления в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя) ежемесячно в строго установленный срок. Органы местного самоуправления в соответствии с принимаемыми ими решениями могут также выделять денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлена обязанность органа опеки и попечительства по оказанию приемной семье необходимой помощи и содействия в создании нормальных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения. В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей (в том числе бесплатные) в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Размер оплаты труда приемных родителей (это одно из условий договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ (см. комментарий к ст. 152 СК).

В постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано в целях поддержки приемных семей, создающих крестьянские (фермерские) хозяйства, предоставлять им дополнительные льготы и оказывать помощь (см. комментарий к ст. 152 СК).

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (формы контроля в законе не определены и выбираются органом опеки и попечительства с учетом конкретной ситуации). В этих целях может использоваться информация о жизни приемной семьи, развитии и воспитании в ней детей, которая содержится в паспорте приемной семьи (письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 17 февраля 1998 г. N 15/81-6 "О паспортизации приемных семей"//Вестник образования. 1998. N 8).

 

тел.: (495) 226-51-08
тел.: (495) 766-06-78
e-mail: urist@ceae.ru
 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
 
Вход | Регистрация
  ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА  
Нотариусы Москвы
Районные Суды Москвы
Прокуратуры в Москве
Отделения ОВД в Москве
ГИБДД Москвы
БТИ г. Москвы и области
ПФР по г. Москве
Налоговые Москвы
  ИНФОРМАЦИЯ  
Штрафы ПДД
Налог на автомобиль
Оплата госпошлины
  ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ  
Заявления, жалобы
Исковое заявление
Образцы договоров
Образцы доверенностей
Свидетельства и завещания
  ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ  
Сделки с недвижимостью
Долговая расписка
Дарственная или завещание
Советы наследникам
  КОДЕКСЫ РФ  
Налоговый кодекс
Уголовный кодекс
Гражданский кодекс
Трудовой кодекс
Семейный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Арбитражный (АПК)
Гражданский- (ПК)
  ON-LINE СЕРВИСЫ  
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Вопросы-ответы

Юридические услуги.  Представительство в суде