Центр Юридических услуг
Главная
Адвокат по гражданским делам
Адвокат по жилищным вопросам
Адвокат по недвижимости
Адвокат по наследственным делам
Адвокат по ДТП
Адвокат по трудовым спорам
Адвокат по корпоративным спорам
Адвокат по защите бизнеса
Адвокат по взысканию долгов
Адвокат по авторским правам
Адвокат по арбитражным делам
Адвокат по налогам
Адвокат по уголовным делам
Миграционный адвокат
Стоимость услуг
Фотосъемка материалов дела
Судебная экспертиза
Наши документы
Наши партнеры
Вакансии

 




Посетителей на сайте: 27

Условия и порядок заключения брака

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

 Статья 10. Заключение брака
 Статья 11. Порядок заключения брака
 Статья 12. Условия заключения брака
 Статья 13. Брачный возраст
 Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
 Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

Статья 10. Заключение брака

1. Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом, закрепленным в нормах международного права (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

2. Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей. Брак - это свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

В комментируемой статье не дается определения брака, что, на наш взгляд, правильно, так как брак является сложным комплексным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту понятия брака только с правовых позиций.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения о понятии брака, его сущности и признаках. При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности (см., например: Белякова А.М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. М., 1989. С. 8; Юридический энциклопедический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1984. С. 28. С некоторыми незначительными отличиями подобное понятие приводилось в работах В.М. Бошко, Г.К. Матвеева, А.М. Нечаевой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, В.Н. Шахматова и других авторов). В теории современного отечественного семейного права преобладают именно такие взгляды на правовую природу брака.

3. Закрепляемая данной статьей форма заключения брака (гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающей, что признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (т.е. светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" (СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160). Этим же Декретом отменялась церковная форма брака, и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключение Декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса. СК делает единственное исключение из правила о признании правовой силы только за браком, заключенным в органах загса (п. 7 ст. 169), для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях государственных органов загса, - признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.

В настоящее время, несмотря на распространенность в России фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.

Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения. Фактические браки признавались наряду с зарегистрированными в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 611) до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" (Ведомости СССР. 1944. N 37). Этим указом устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, в связи с чем фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 8 июля 1944 г. Другим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов" (Ведомости СССР. 1944. N 60) было определено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства в порядке особого производства. Установление судом фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., не допускается, поскольку закон не связывает с ними правовые последствия.

4. Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака.

С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов (гл. 6-9 СК). Подтверждением данного юридического факта является запись акта о заключении брака и свидетельство о заключении брака. В них содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившее брак, состояло ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке (ст. 29, 30 Закона об актах гражданского состояния). Формы бланков записи акта о заключении брака и свидетельства о заключении брака утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3359). Заполнение бланка записи акта о заключении брака регламентируется Правилами заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 (СЗ РФ. 1999. N 17. Ст. 2149).

5. Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и, что весьма важно, обеспечивается правовой статус будущих детей супругов.

В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственно связывает предоставление гражданам определенных льгот и преимуществ. Например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения первого брака выплачивается единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости (п. 7 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих"//СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2332; 2000. N 1. Ст. 12; N 33. Ст. 3348. 2001. N 31. Ст. 3173; 2002. N 1. Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; 2003. N 46. Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 35. Ст. 3607). В случае регистрации брака работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до пяти календарных дней (ст. 128 ТК).

6. Только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи: а) контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак; б) официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи; в) получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в Российской Федерации и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики; г) приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.

7. Браки между гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ, в соответствии со ст. 157 СК заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом (ст. 5 Закона об актах гражданского состояния) предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния (см. комментарий к ст. 157 СК). Кроме того, ст. 158 СК установлено, что за пределами РФ браки между гражданами РФ могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места их заключения, в том числе, как следует из данной статьи, и по религиозному обряду (см. комментарий к ст. 158 СК). Такие браки признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют препятствия, непосредственно предусмотренные ст. 14 СК (см. комментарий к ст. 14 СК).

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Как установлено комментируемой статьей, заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в Российской Федерации не разрешается.

Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из лиц, вступающих в брак, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их отсутствия в момент заключения брака.

2. Желающие вступить в брак лично подают об этом совместное письменное заявление установленной формы по своему выбору в любой орган загса на территории РФ. В нем они должны подтвердить взаимное добровольное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст. 14 СК. Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Форма бланка заявления о заключении брака (форма N 7) утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 (СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 9922). Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, а также документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо, вступающее в брак, ранее состояло в браке), и разрешение органа местного самоуправления на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния).

3. Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче совместного заявления обоих лиц, вступающих в брак, невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т.п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. В этом случае подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, или нотариусом, занимающимся частной практикой, а также специально уполномоченными на это должностными лицами органов исполнительной власти в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса (ст. 35-37 Основ законодательства о нотариате; п. 1-3, 13-15, 59-61 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утв. Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.//БНА РФ. 1996. N 6).

4. Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса совместного заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает для них никаких правовых последствий, т.е. не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган загса в установленный срок для государственной регистрации заключения брака. Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. После государственной регистрации заключения брака в последующем брак может быть расторгнут или признан недействительным лишь с соблюдением установленного законом порядка.

5. По общему правилу, закрепленному в п. 1 комментируемой статьи, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в орган загса совместного заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последнего месяца срока (ст. 191, 192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК).

Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключения брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить - соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.

Руководитель органа загса может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает свидетельствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака (п. 9 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).

6. Необходимо иметь в виду, что орган загса при наличии уважительных причин может как сократить установленный СК месячный срок для государственной регистрации заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц (ранее этот срок мог быть увеличен до трех месяцев - ст. 14 КоБС). Однако в самой ст. 11 СК не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачных отношений, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т.п. Безусловно, что некоторые из этих обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т.п.).

С совместным заявлением о сокращении установленного законом срока для заключения брака обращаются сами лица, вступающие в брак (ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).

Что касается увеличения срока для заключения брака, то такое допускается на практике из-за нахождения одного из лиц, вступающих в брак, на стационарном лечении вследствие тяжелой болезни, отъезда, необходимости проверки сообщения о наличии препятствий к браку и в других подобных случаях. Как следует из содержания п. 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, с совместным заявлением о продлении месячного срока обращаются в орган загса также сами лица, вступающие в брак. При увеличении органом загса срока для государственной регистрации заключения брака со дня подачи заявления о заключении брака до дня государственной регистрации заключения брака должно пройти не более двух месяцев.

Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган загса с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии уважительных причин руководитель органа загса принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.

7. Пункт 1 комментируемой статьи указывает на возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, командировка в так называемые горячие точки и т.п.). Особые обстоятельства, на которые ссылаются лица, вступающие в брак, должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справкой медицинского учреждения о беременности или о рождении ребенка, справкой о месте работы, о командировке в небезопасные регионы и т.п.). Вопрос о возможности заключения брака в день подачи заявления решается органом загса в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. В любом случае у лиц, вступающих в брак, нет безусловного права как на сокращение срока государственной регистрации заключения брака, так и на заключение брака в день подачи заявления даже при наличии уважительных причин.

8. Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 47 ГК и п. 2 комментируемой статьи она производится органами загса в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Порядок государственной регистрации заключения брака определен ст. 27 Закона об актах гражданского состояния.

Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа загса об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак.

По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации других актов гражданского состояния (смерти или расторжения брака) в том же органе загса. По желанию лиц, вступающих в брак, органы загса обеспечивают торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.).

Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица (одно из лиц), вступающие в брак, не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака, как установлено п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится должностным лицом органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Ряд процедурных вопросов государственной регистрации заключения брака подозреваемых и обвиняемых определен п. 111-119 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 12 мая 2000 г. N 148 (в ред. приказа Министерства юстиции РФ от 21 февраля 2002 г. N 55) (РГ. 2002. 27 марта).

Государственная регистрация заключения брака производится органом загса посредством составления записи акта о заключении брака. Лицам, вступающим в брак, выдается свидетельство о заключении брака.

Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака.

9. За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в размере 200 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.26 НК).

10. В документах, удостоверяющих личности лиц, вступивших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военных билетах военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов), производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака (п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ и п. 12 Описания бланка паспорта гражданина РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828//СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444). Форма такой отметки (оттиска штампа) установлена приложением 4 к Инструкции о порядке выдачи, замены и учета паспортов гражданина РФ, утв. приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (БНА. 1997. N 22).

11. Рассматриваемая статья устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них.

Заявление об оспаривании действий органа загса может быть подано по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по месту нахождения органа загса (ч. 2 ст. 254 ГПК).

12. Следует иметь в виду, что органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы загса, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств) на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию заключения брака (ст. 4 Закона об актах гражданского состояния (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 120-ФЗ)//СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2889).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Настоящей статьей определены условия заключения брака в Российской Федерации. Условия заключения брака - это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, т.е. имеющим правовую силу. Условиями заключения брака являются: а) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста. Содержание комментируемой статьи соответствует нормам международного права, согласно которым брак может быть заключен только при свободном и полном согласии мужчины и женщины, вступающих в брак (п. 2 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека), а также достижении ими брачного возраста (ст. 12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Из текста статьи также очевидно следует, что брак в Российской Федерации может быть заключен только между мужчиной и женщиной, а браки между лицами одного пола (моносексуальные браки) не допускаются.

2. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, т.е. исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак. В связи с тем что воля лица на вступление в брак должна быть выражена лично, не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно. Представительство исключено законом даже в тех случаях, когда лицо, подавшее заявление о заключении брака, в силу уважительных причин (болезни его самого или близких родственников, отъезд в командировку) не может явиться в орган загса для государственной регистрации заключения брака в назначенный день. В такой ситуации лица, вступающие в брак, могут лишь просить руководителя органа загса о сокращении или увеличении установленного срока государственной регистрации заключения брака.

В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как "согласованное встречное требование будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения" (см.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996. С. 118) или как "свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супругов" (см.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997. С. 36), что в целом согласуется с традиционным взглядом на данное условие вступления в брак, как свидетельство брачующихся об обоюдной готовности создать семью (см.: Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984. С. 6).

Волеизъявление сторон на вступление в брак должно быть осознанным, и они должны отдавать отчет в своих действиях. Свободное вступление в брак не только свидетельствует о взаимной и осознанной готовности к созданию семьи лиц, вступающих в брак, но и означает отсутствие принуждения в форме физического или психического насилия на их волю со стороны кого бы то ни было (угрозы, избиения, истязания или иные способы воздействия). Подобное принуждение может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от их родителей, родственников, знакомых или иных лиц. Однако при этом следует отличать принуждение от родительских советов и рекомендаций по поводу целесообразности предстоящего брака.

Похищение женщины в целях принуждения ее к вступлению в брак при определенных условиях может повлечь уголовную ответственность по ст. 126 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от четырех до восьми лет, а если это деяние совершено группой лиц - от пяти до десяти лет.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса (см. п. 2 комментария к ст. 11 СК). Если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Закона об актах гражданского состояния отдельными письменными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их подписями.

3. Другим обязательным условием заключения брака закон определяет достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста. Данное условие регламентируется ст. 13 СК (см. комментарий к ней). В этой статье брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме (ст. 21 ГК).

4. Определенные законом условия заключения брака вытекают из сущности и назначения брака. Их соблюдение необходимо для того, чтобы брак приобрел правовую силу. В противном случае брак может быть признан судом недействительным.

Следует иметь в виду, что наряду с условиями заключения брака закон также устанавливает обстоятельства, препятствующие заключению брака, при которых государственная регистрация заключения брака невозможна (см. комментарий к ст. 14 СК).

Статья 13. Брачный возраст

1. В рассматриваемой статье брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме. В этой связи следует иметь в виду, что лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, считается несовершеннолетним ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями (п. 1 ст. 54 СК). Брачный возраст определен законом в качестве минимально необходимого для вступления в брак и, как отмечается в литературе по семейному праву, свидетельствует о соответствующей степени зрелости лиц, вступающих в брак (социальной, физической и психической), о наличии у них зрелой воли и сознания и обусловлен не только мотивами юридического порядка, но и соображениями социальной гигиены (см.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996. С. 119; Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985. С. 67; Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984. С. 8; Советское семейное право/Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 71). Предельный же возраст для вступления в брак, а также разница в возрасте лиц, вступающих в брак, СК не установлены.

2. Общим правилом является то, что лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть установленного законом возраста на момент государственной регистрации заключения брака, а не на день подачи в орган загса заявления о заключении брака.

3. В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, не достигшим совершеннолетия. Снижение брачного возраста до шестнадцати лет отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не называются, но на практике чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и некоторые другие обстоятельства (предстоящий призыв на военную службу или убытие в длительную командировку жениха, фактически сложившиеся брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, и т.п.).

Решение о снижении брачного возраста выносится по месту жительства несовершеннолетних лиц, вступающих в брак. Например, в Москве принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, отнесено к предмету ведения муниципальных образований (подп. 12 п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 55). При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти голода, подведомственным Правительству Москвы (п. 2.2.6.9 Положения об управе района города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 1). В решении органа местного самоуправления должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом.

4. В комментируемой статье имеется прямое указание на то, что решение о снижении брачного возраста может быть принято только по просьбе лиц, вступающих в брак. Отсюда следует, что заявление в орган местного самоуправления о снижении брачного возраста должно быть подано ими самими. Согласия родителей несовершеннолетних на брак не требуется.

5. Федеральным законодательством (п. 2 ст. 13 СК) предусмотрена возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. В то же время субъектам РФ настоящей статьей предоставлено право в соответствующем законе устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (т.е. речь идет о разрешении снижения брачного возраста более чем на два года). Данная норма направлена на возрастание роли в регулировании семейных отношений законодательства субъектов РФ. Такие специальные законы о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, были приняты в Белгородской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Челябинской и других областях.

В данной статье не дается понятия и перечня особых обстоятельств, дающих основание на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет. Этот вопрос находится в компетенции субъектов РФ. В уже принятых законах ряда субъектов РФ о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, к таким обстоятельствам относятся чаще всего следующие: беременность несовершеннолетней или рождение ею ребенка; отсутствие обоих родителей у вступающих в брак; непосредственная угроза жизни одного из вступающих в брак; предстоящий призыв жениха на военную службу и др.

Согласно названным законам субъектов РФ, как правило, решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или пятнадцати лет) принимается соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака - рождение ребенка, беременность невесты, призыв жениха на военную службу и т.п. (например, ст. 3, 4 Закона Московской области от 15 мая 1996 г. N 9/90 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" (в ред. законов Московской области от 9 апреля 1997 г. N 20/97, от 21 марта 2001 г. N 43/2001-ОЗ)//Ведомости Московской городской Думы//1996. N 7; 1997. N 9; 2001. N 5; ст. 4 Закона Орловской области от 21 апреля 1997 г. N 33-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"//Орловская правда. 1997. 13 мая; ст. 2, 5 Закона Ростовской области от 12 мая 1996 г. N 18-ЗС "Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области" (в ред. Закона Ростовской области от 30 июля 1998 г. N 8-ЗС)//Наше время. 1996. N 98-99; 1998. N 148; ст. 3 Закона Рязанской области от 14 января 1997 г. "О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет"//Приокская газета. 1997. 8 янв.). В некоторых субъектах РФ законодательством также установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак (например, ст. 2 Закона Калужской области от 6 июня 1997 г. N 10-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"//Весть. 1997. 11 июня; ст. 2 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" (в ред. Закона Новгородской области от 10 мая 2001 г. N 199-ФЗ)//Новгородские Ведомости. 1996. 9 авг.; 2001. 16 мая; ст. 2 Закона Мурманской области от 18 ноября 1996 г. N 42-01-ЗМО "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"//Мурманский Вестник. 1996. 6 дек.).

6. Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности в полном объеме со дня государственной регистрации заключения брака. Причем приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (п. 2 ст. 21 ГК).

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

1. Наряду с условиями заключения брака СК устанавливает препятствия к заключению брака, т.е. обстоятельства, при наличии которых государственная регистрация заключения брака невозможна и неправомерна. Брак же, заключенный при наличии препятствий, может быть признан судом недействительным. Перечисленные в рассматриваемой статье препятствия к заключению брака не изменились по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 16 КоБС). Их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

2. СК не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке (ст. 16 СК) прежний зарегистрированный брак. Вместе с тем фактические (не зарегистрированные) супружеские отношения не являются препятствием к заключению брака.

Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке. В целях предотвращения случаев многоженства законом (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния) предусматривается обязательное указание в подаваемом в орган загса совместном заявлении лиц, желающих вступить в брак, состояло ли каждое из них в другом браке или нет. Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным.

В этой связи следует заметить, что предложения об отказе от принципа единобрачия и законодательном разрешении полигамных браков (многоженства) путем внесения соответствующих изменений в СК выглядят неприемлемыми как противоречащие основным началам семейного законодательства и традициям русского народа (см., например: Юферова Я. Хотим трех жен и оркестр в придачу//Известия. 1996. 24 окт.; Гриднева Н., Пестерева О. В России разрешено многоженство//Коммерсантъ. 1999. 21 июля; Я назначаю тебя любимой женой//Российская газета. 2000. 13 окт.; Чайка Ю.Я. И на двух жен найдется один закон//Российская газета. 2000. 21 окт.; Фаризова С. Депутату Жириновскому одной жены мало//Коммерсантъ. 2000. 26 окт.).

3. СК запрещает заключение брака между близкими родственниками: родственниками по прямой линии (восходящей и нисходящей), а также между полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.

К родственникам по прямой линии родства относятся лица, происходящие одно от другого (например: отец и дочь, бабушка и внук и т.п.). Прямая линия родства может быть восходящей и нисходящей. При восходящей линии родственная линия ведется от потомков к предкам, при нисходящей - от предков к потомкам.

Полнородными являются братья и сестры, имеющие общих как отца, так и мать, а неполнородными - или общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные).

Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (так как риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и с естественным неприятием цивилизованным современным обществом кровосмешения.

Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т.п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей будущих супругов, но в меньшей степени, а поэтому по закону не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий к заключению брака и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости происхождения. В свойстве состоят каждый супруг с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой (пасынки, падчерицы, отчим, мачеха, теща, тесть, зять, свекровь, свекор, сноха, золовка, шурин и т.д.). В этой связи закон не содержит ограничений по возможному заключению брака между сводными сестрами и братьями, т.е. детьми каждого из супругов от их предыдущих браков с другими лицами.

4. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством.

Вследствие того, что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет к заключению брака также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов.

Следует обратить внимание на то, что препятствием к заключению брака является недееспособность лица, вступающего в брак, установленная решением суда до государственной регистрации заключения брака. Если же супруг признан недееспособным после заключения брака, то данное обстоятельство может рассматриваться лишь в качестве основания для расторжения брака (развода) по инициативе другого супруга (ст. 19 СК), но не для признания брака недействительным.

Психическое расстройство в той или иной форме, а равно иные болезни, не послужившие основанием для признания лица судом недееспособным, не являются препятствием к заключению брака. В таких случаях государственная регистрация заключения брака с указанным лицом может стать невозможной из-за отсутствия у него осознанной воли к вступлению в брак. Если брак был зарегистрирован, несмотря на то что в момент его заключения психическое расстройство лица было очевидно, хотя решением суда недееспособность лица и не установлена, то брак в последующем может быть признан судом недействительным ввиду нарушения условия заключения брака, предусмотренного ст. 12 СК, т.е. отсутствия взаимного добровольного осознанного согласия на вступление в брак. В то же время ограничение дееспособности гражданина вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК) не является препятствием к заключению брака.

5. Законом запрещены браки между усыновителями и усыновленными, так как их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению (ст. 137 СК). В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы. При отмене в судебном порядке усыновления при наличии для этого соответствующих оснований (ст. 141 СК) препятствия для заключения брака между бывшим усыновителем и усыновленным не существует. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии родства (см.: Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР/Под ред. Н.А. Осетрова. М., 1982. С. 31-32).

6. Перечень препятствий к заключению брака, предусмотренный комментируемой статьей, является исчерпывающим. Отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом загса на момент государственной регистрации заключения брака. Поэтому сам порядок государственной регистрации заключения брака предусматривает соблюдение определенных требований, направленных на выявление органом загса возможных препятствий к заключению брака. Так, об отсутствии препятствий к заключению брака должно быть обязательно указано в совместном заявлении лиц, вступающих в брак. Кроме того, эти лица - как мужчина, так и женщина - предупреждаются органом загса об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак. Однако конкретных норм, устанавливающих вид и форму данной ответственности, в федеральном законодательстве нет. Реально состоявшаяся государственная регистрация заключения брака при наличии определенных настоящей статьей препятствий к этому дает основание лицам, указанным в законе, требовать признания такого брака недействительным в судебном порядке (ст. 27, 28 СК).

7. В том случае, если в орган загса поступает сообщение о наличии препятствий к заключению брака конкретными лицами, государственная регистрация брака откладывается. Одновременно заявителю предлагается представить соответствующие доказательства. Орган загса по просьбе заинтересованных лиц может сам провести необходимую проверку. При этом лица, подавшие заявление о заключении брака, уведомляются об отсрочке регистрации брака. По результатам проверки при подтверждении наличия препятствий к заключению брака орган загса отказывает в его государственной регистрации (п. 9 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Если же сведения о таких препятствиях не будут подтверждены, государственная регистрация заключения брака производится на общих основаниях.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т.п.). В комментируемой статье предусматривается возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения.

Подобные консультации могут даваться всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, медико-генетического и иного характера, перечень которых законом не ограничен. Так, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

2. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводится только при условии их согласия, т.е. на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Следует иметь в виду, что в данной статье установлены определенные ограничения, касающиеся медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Они заключаются в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего медицинское обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о его результатах является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и связанную с заключением брака. Гражданину перед проведением медицинского обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей (ст. 31, 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

3. Из смысла ст. 41 Конституции РФ и ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан следует, что медицинские услуги по проведению обследования и консультаций могут предоставляться лицам, вступающим в брак, также и учреждениями частной системы здравоохранения, но не безвозмездно, а за плату. В таком порядке по желанию лиц, вступающих в брак, могут быть проведены обследования по самым разнообразным вопросам медико-генетического характера. В частности, сегодня возможны консультации даже по определению пола будущего ребенка.

4. Медицинское обследование (освидетельствование) в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, в том числе и анонимное, может производиться целенаправленно: в целях выявления ВИЧ-инфекции, т.е. заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Это связано с особой опасностью данного заболевания, которое является пока неизлечимым и создает угрозу безопасности окружающих, и прежде всего членов семьи инфицированного лица. По результатам обследования лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимости соблюдения мер предосторожности в целях исключения распространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения другого лица (ст. 1, 4, 7, 8, 13 Федерального закона от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"//СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212; 1996. N 34. Ст. 4027; 1997. N 3. Ст. 352; 2000. N 33. Ст. 3348).

5. Лицо, страдающее ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью и знающее об этом, при вступлении в брак заведомо создает опасность заражения своего супруга. Поэтому сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, наличия у него такого заболевания дает право другому лицу для обращения в суд с требованием о признании заключенного брака недействительным. В этом случае иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак болезни (п. 4 ст. 169 СК; ст. 181 ГК).

Установленная п. 3 комментируемой статьи норма имеет важное значение для соблюдения законных прав и интересов добросовестного супруга (т.е. супруга, права которого нарушены заключением такого брака) с учетом значительной распространенности в Российской Федерации венерических заболеваний и ростом числа больных с диагнозом ВИЧ-инфекция.

6. При определенных обстоятельствах действия, ставящие в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, могут повлечь уголовное наказание для виновного лица в виде ограничения свободы сроком до трех лет либо ареста сроком от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года (ч. 1 ст. 122 УК).

Если же по вине вступившего в брак лица произошло заражение его супруга ВИЧ-инфекцией, то уголовно-правовые последствия могут заключаться уже в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 122 УК). Уголовная ответственность предусмотрена за заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ст. 121 УК).

 

тел.: (495) 226-51-08
тел.: (495) 766-06-78
e-mail: urist@ceae.ru
 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
 
Вход | Регистрация
  ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА  
Нотариусы Москвы
Районные Суды Москвы
Прокуратуры в Москве
Отделения ОВД в Москве
ГИБДД Москвы
БТИ г. Москвы и области
ПФР по г. Москве
Налоговые Москвы
  ИНФОРМАЦИЯ  
Штрафы ПДД
Налог на автомобиль
Оплата госпошлины
  ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ  
Заявления, жалобы
Исковое заявление
Образцы договоров
Образцы доверенностей
Свидетельства и завещания
  ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ  
Сделки с недвижимостью
Долговая расписка
Дарственная или завещание
Советы наследникам
  КОДЕКСЫ РФ  
Налоговый кодекс
Уголовный кодекс
Гражданский кодекс
Трудовой кодекс
Семейный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Арбитражный (АПК)
Гражданский- (ПК)
  ON-LINE СЕРВИСЫ  
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Вопросы-ответы

Юридические услуги.  Представительство в суде